ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

 Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают возможности общения друг с другом. Речь сопровождает познавательную деятельность детей, делает более осознанной, способствует выявлению творчества и фантазии. Она оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление  речи природа отводит человеку очень  мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего речевого и языкового развития ребенка. 
21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их раз- вития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но проблема развития речи у современных детей становится все более актуальной. За последние годы значительно вырос процент детей с речевыми нарушениями. Более того, с каждым годом растет число практически неговорящих детей. Причины этого явления разнообразны и многочисленны: различные внутриутробные инфекции, гипоксия плода, хронические заболевания матери; возникшие в процессе родов осложнения, в числе которых асфиксия, кесарево сечение и др., целый ряд причин и в послеродовом периоде – заболевания ребенка, травмы. К сожалению, помимо физических патологий, в нынешнем информационном мире существует и социальные причины нарушения речи. Затронем лишь некоторые из них. Родители перестали общаться с деть- ми вследствие постоянной занятости на работе. Чтение  ребенку книги на ночь стало редким исключением. Совместные выходы в походы, зоопарк, кинотеатры и т.д. заменили компьютеры и домашнее видео. При- чем, обсуждение просмотренного фильма, мультфильма тоже не входит в планы занятых родителей. Мы стали терять «почему- чек». На вопрос «почему?» родители стали отвечать «НЕ ЗНАЮ», и у детей стал пропадать интерес к общению, естественно, ста- ла развиваться внутренняя речь, общение с самим собой. Только речь взрослого является запускающим механизмом детской любознательности, именно она способствует знакомству с окружающим миром. Поэтому с рождения разговаривайте с малышом, озвучивайте все свои действия манипуляции с ребенком – таким образом стимулируется развитие речи у ребенка и формируется словарный запас, которым он начинает радовать вас через несколько месяцев. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда ребенок не только слушает слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог. Причем, включен не только слухом и артикуляцией, но и всеми действиями, мыслями. Для того, чтобы речь была включена в его практические действия, в его реальные впечатления и главное – в его общение со взрослыми. Современные дети слишком мало используют речь в общении с близкими. С большим интересом они поглощают теле- программы, не требующие ответа. Пристрастие к компьютерной игрушке резко снижает фантазии и творческую активность детей. Они теряют способности и желания чем-то себя занять. Им не интересно общаться друг с другом. Общение со сверстниками  стало более поверхностным и формальным. Детям не о чем  разговаривать, обсуждать или спорить. Им проще нажать на кнопку на компьютере и получить готовые раз- влечения. Речь, исходящая с экрана, остается мало- осмысленным набором чужих звуков, она не становится «своей». Поэтому они предпочитают молчать либо изъясняться криками и жестами. В дальнейшем многим детям становится трудно воспринимать информацию на слух. Они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл. Слышимая речь не вызывает у них образов и устойчивых впечатлений.  По этой причине им трудно читать – понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате дети не пони- мают текста в целом. Речевая запущенность ярко проявляется при поступлении детей в школу. Здесь выявляются серьезные речевые проблемы, которые тормозят процесс обучения. Исправить многие дефекты в речи детей в начальной школе очень сложно, а иногда невозможно. Но в то же время это вовсе не означает, что необходимо исключить телевизор, компьютер, гаджеты из жизни детей. Вовсе нет. Это бессмысленно и невозможно. Но в раннем и дошкольном возрасте, когда внутренняя жизнь ребенка только складывается, компьютеры, телефоны и т.д. несут в себе серьезную проблему. И, главное, что должны понять взрослые: невозможно применять в воспитании современного ребенка подходы и методы, какие были у их сверстников несколько десятилетий тому назад. Каждое новое поколение уникально, и каждый конкретный ребенок неповторим. Поэтому залогом успеха родителей будет индивидуальный подход, внимательное от- ношение к ребенку и позитивный настрой.